
Стоит признаться, что живопись у меня не задалась с самого начала семестра. Я снова решил поэкспериментровать и писал этюды и первую постановку на грунтованной бумаге. Это был не совсем эксперимент, потому что я уже писал как-то на такой бумаге. И получается очень прилично, я хочу сказать. Единственное но, что она сразу же впитывает воду и создать характерные для акварели эффекты, вроде разводов не получится. А мне это и неважно, я все равно засушиваю. Но мне не хватило времени, чтобы сделать приличную работу. Потому что больше половины времени мы стабильно, три года подряд, тратим на этюды-поиски-рисунок и т. д. Из-за этого сама работа получается вымученной, да и постановка к этому времени надоедает до нельзя. А тут еще наш преподаватель отличился и раздобыл где-то полосатый ковёр. О, боги! Ну, почему? Зачем? Повесил его на задний план и, мол, сделайте так, чтобы все эти полосы не лезли на передний план. Хотелось бы мне посмотреть, как он сделал бы это. В общем, эти ковровые полосы тоже подпортили мне жизнь и работу.

Вторую постановку, двойную обнаженку, преподаватель ставил 4 академических часа - две пары живописи(!). Мы при этом не присутствовали, как всегда, но постановка действительно получилась интересная, с различными перетеканиями цветовых пятен и изменением цветовых качеств. Все по цветоведческо-живописной теории. Все бы ничего, если бы не злополучный ковер на заднем плане. Но меня не проведешь! Я решил второй раз не париться с гармонизацией цветов и полосатостью фона, а просто сделать его локальным пятном. Мы снова потратили кучу времени на этюды, рисунок (картон), его перенос и исправление. А потом я еще пропустил два занятия. И, конечно же, я не успел доделать постановку до нормального уровня. Но я не сильно расстраиваюсь по этому поводу, потому что с самого начала работы на формате что-то пошло не так.
Маленькая капля о современном художественном образовании и его актуальностиВ моей голове каждое занятие сталкивались плюс и минус и происходило короткое замыкание. Я понял только сегодня, в чем причина.
Мне кажется, наш преподаватель все три года неправильно формировал подход к живописи как таковой. Он каждый раз твердил, что важно найти цветовое решение, чем мы с успехом занимались много часов напролет, делая поиски, эскизируя постановки, а потом переносили эти эскизы на формат и пытались повторить найденные цветовые гармонии и другие удачные моменты. Возможно, так принято в академической живописи. Наверное, именно так писали художники. Но в современных реалиях, в реалиях системы образования и конкретно нашей академии (и оглядываясь на опыт художников конца 19 - 20 века), оправдывает ли такой подход себя? Совершенно нет! Получается, что я должен потратить половину выделенных на постановку часов, чтобы сделать цветовое решение, а потом почти механически его увеличить. А все детали приходится добавлять либо из головы, либо адаптировать натуру, либо писать с натуры как есть.
В этом моменте у меня в голове произошло замыкание: у меня на этюде цвет кожи натурщицы холодный и светлый (он был таким такого-то числа, учитывая погоду и освещение, или у меня было такое настроение), а сегодня я смотрю на нее и она темно-охристая. И чё мне делать?! Писать прохладную светлую кожу, как я придумал в этюде, или все-таки писать с натуры? (А может просто проблема во мне?)
Ведь как работали художники раньше (я могу только догадываться - я не читал никаких дневников, мемуаров, воспоминаний художников или пособий по живописи) - делали множество эскизов, с разных ракурсов, в разное время суток, при разной погоде, а потом соединяли подходящие элементы в одной работе. Но у нас недостаточно времени, да мы и не шедевры мировой живописи тут создаем, а учимся работать акварелью, передавать пространство и моделировать форму. По-моему, различные задумки и композиционные организации листа могут выступать исключительно как сверхзадача, необязательная для исполнения. Куда важнее научиться технике. Возможно, этому следует учиться в училищах, а не на пятом курсе художественного ВУЗа. Но тогда почему мы ограничиваемся академизмом?
В итоге у нас из года в год получались неплохие эскизы и плохие работы, которые часто очень незаконченные. Шедеврами их точно не назовешь. К тому же, акварель очень быстрая техника и писать лессировками, конечно, можно, но будет ли это выглядеть акварелью? По-моему, куда лучше было бы писать каждую пару или каждые две пары новую работу, а ля прима, на состояние, акварельно, свежо и живописно. А так получается, что мы делаем композицию акварельными красками. Ни рыба, ни мясо.
Нас с тобою чота под конец учебы прорвало на размышления об образовании х)