понедельник, 06 октября 2014

Сегодня на кафедральном смотре мы рассказывали, кто какую тему выбрал. И Оля, рассказывая о своей теме (авторская книга), сформулировала последний раздел работы как "торжество художника в книге". Я про себя посмеялся, потому что это так пафосно звучит...

А вечером, когда возвращался домой снова вспомнил эту фразу. И тёмная тропинка мыслей привела меня к осознанию того, что текст стал важнее не только художественного выражения и изображения, но и идеи.

А размышлял я о современном искусстве, о его законах и принципах, об организации работы.
Рынок современного искусства давно перестал смотреть на художественность работы, как таковую. На первый план выдвигается идея, мысль художника, часто непрозрачная и непонятная без соответствующей аннотации, а также влияние работы на человека, ощущения, которые она вызывает, часто также неоднозначные. И произведение становится вторично (если не третично). Уже не важно, как в конечном итоге оно выглядит, важно лишь то, какое впечатление оно производит на зрителя и какую мысль оно несёт. Так а причем здесь текст? Все просто: идея нематериальна и является по сути импульсом, вектором для создания произведения. Но ни резиденции (конечная точка моих мыслей), ни одна галерея не возьмётся за продвижение вашей работы (будь то банальная картина или перформанс), если вы не сформулируете её идею, её главный посыл в виде текста. Даже не в вербальном виде (речь), а только в материальной форме. Получается, что о вашей работе, о художественном произведении, галерист, критик или куратор будет судить по тексту! Даже не по идее. Ведь можно банальную идею расписать так, что она покажется гениальной, а можно загубить отличные мысли, запутав их между строк. Выходит, что каждый художник должен быть немного писателем изначально?

Мне кажется это очень странным как минимум.
Я не претендую на истину, просто мысли. К тому же, я далек от рынка искусства, а все размышления теоретические.
@темы:
Будни,
Идеи
А еще, в свое время глянул несколько серий реалити шоу "the next great artist". Что- то вроде "подиума", только для художников. Хорошего там мало. И хоть я крайне скептически отношусь к подобным шоу, но все-таки работы участников выставлялись в первых музеях Нью Йорка. Если посмотришь хотя бы одну серию, поймешь, что для современного художника главное не талант и руки, а язык. Сумеешь убедить зрителя в том, что твое произведение, будь оно даже раздавленной жестяной банкой, несет высокий смысл- ты победитель.
Мне это кажется дебилизмом высшей степени. Искусство и труд художника обесценили.
Всё никак до него не доберусь. Мне советовали посмортеть его ради интереса. Мне и самому в свое время было интересно, можно ли такое шоу сделать с художниками. Надо таки собраться и глянуть на него.
Искусство и труд художника обесценили.
Это не совсем так. Во-первых, искусство (в частности изобразительное) разноплановое, и данное суждение касается исключитеьно современного искусства, вроде арт-проектов, инсталляций, перформансов и иже. Во-вторых, даже в современном искусстве есть очень модное направление гиперреализма, который успешно используется как в рисунке, так и, скажем, в скульптуре. Эти работы ценятся в том числе и за труд художника. Но с другой стороны осоновная масса людей (не знаю, как в Европе, я сейчас говорю про СНГ) просто не приучена к современному искусству, у них нет фундаментальных основ его понимания. Поэтому такие люди засматриваются на околоакадемический = реалистический рисунок и живопись, отчего последние пользуются спросом в широких массах. Но это скорее андерграунд художественного рынка, "черный" рынок, если можно так выразиться, потому что суммы оборота в этих кругах нельзя сравнить с суммами, за которые покупают современное искусство на аукционах и в модных галереях.
В итоге я пришел к выводу, что да, труд художника обесценился.
Спасибо, Алишер.
для современного художника главное не талант и руки, а язык.
В связи с этим, кстати, в последнее время отчетливо заметна тенденция, что многие "художники" - самоучки (самозванцы), которые красиво говорят и интересно придумывают, но по факту ничего не умеют.
Еще не очень приятные участники. Как и в "подиуме", каждый тянет на себя одеяло со знаменем гениальности. О чем бы они не говорили, участники говорят о себе и о своей неповторимой персоне.
Это не совсем так. Во-первых, искусство (в частности изобразительное) разноплановое Знаешь, это очень богатая тема, которую я бы с радостью обсудил. Но не хочу захламлять своими мыслями этот пост и твою голову)
Скажу одно. Да, искусство разнопланово и, наверное, поэтому тема "обесценивания" субъективна. С одной точки зрения искусство не обесценилось, с другой обесценилось. И оба утверждения будут правдивыми. Просто я рассуждаю исходя из восприятия, как ты сказал "основной массы людей, которая не приучена к СИ". Правда, публика не приучена. Но мне кажется от части и из-за этого искусство обесценивается. Потребитель и зритель ни в чем не разбирается и верит на слово любому "псевдохудожнику".
Кроме того, под "обесцениванием искусства" я скорее имел ввиду то, что практически во всех творческих сферах талант и качество ушли на второй план. А это вообще проблема глобальная.
Я, кстати, все равно не очень понимаю смысл гиперреализма. В скульптуре он еще интересен (и странен, конечно же), но в живописи... По сути копируя фотографию художник лишает произведение живописности. На мой субъективный взгляд, это все равно, что совершать горловое пение оперным тенором.
Но я согласен с тем, что околоакадемическую живопись можно назвать сейчас андерграундом. Конечно же современное искусство, странное и далекое от академизма, сейчас в тренде.
В связи с этим, кстати, в последнее время отчетливо заметна тенденция, что многие "художники" - самоучки (самозванцы), которые красиво говорят и интересно придумывают, но по факту ничего не умеют. так и есть! Возвращаясь к шоу "the next great artist", там все именно так. Я, конечно, его раскритиковал, но все равно рекомендую, хотя бы для ознакомления. Оно наводит на мысли.