Фото: Никита Дермоян



Сходил на спектакль молодого неклассического театра. Я так понял, что это группа энтузиастов, которая работает на стыке театра, танца и перформанса. На это раз это была танцевально-драматическая постановка.


Начиналось всё довольно странно. Спектакль показывали в неосвоенных площадях торгового центра, практически посреди стройки. Контрастно выделялись на этом фоне бумажные листы, рассыпанные в воздухе. Вообще бумага стала лейтмотивом и основой спектакля. Она была повсюду (особенно к концу спектакля): в одежде, в декорациях, её использовали для визуализации действия и чувств, а также для создания шумового сопровождения.


Спектакль начался очень неожиданно. Вот все разговаривали, играла музыка, а теперь на сцене танцует девушка в белом. Очень воздушно и немного наивно. Похоже, это была метафора белого листа бумаги.


Потом перед публикой появились главные участники постановки: четыре девушки с длинными косами в чёрных платьях, отделанных бумажными вставками. Они читали любовные письма. Некоторые состояли из комплиментов, другие расстраивали или ранили. Трудно понять, какие из них написаны мужчинами (были ли такие?), а какие женщинами. Можно только догадываться в зависимости от интонации актрисы. Но чувства не имеют пола. И в равной степени строки могут быть близки и мужчинам, и женщинам. Хотя мне показалось, что спектакль очень женский. Были и наивные моменты, и много нежных слов, и горечь, злость, обида, равнодушие. И всё как-то … женственно и эмоционально.


И вот этот водоворот чувств и эмоций, вписанный в стройплощадку, активно и очень органично вовлекает само окружение и делает его частью постановки. Это очень здорово и хочется отметить, как обыграна обстановка. Бетонные стены, гипсокартон — всё становится частью спектакля.


Мне вспомнился спектакль Е. Гришковца «Прощание с бумагой». Но там бумага выступала просто образом, незримым и далеким, и поводом для размышлений автора. А в постановке «Aeterna» бумага была полноценным персонажем.