Сегодня на кафедральном смотре мы рассказывали, кто какую тему выбрал. И Оля, рассказывая о своей теме (авторская книга), сформулировала последний раздел работы как "торжество художника в книге". Я про себя посмеялся, потому что это так пафосно звучит...
А вечером, когда возвращался домой снова вспомнил эту фразу. И тёмная тропинка мыслей привела меня к осознанию того, что текст стал важнее не только художественного выражения и изображения, но и идеи.
А размышлял я о современном искусстве, о его законах и принципах, об организации работы. Рынок современного искусства давно перестал смотреть на художественность работы, как таковую. На первый план выдвигается идея, мысль художника, часто непрозрачная и непонятная без соответствующей аннотации, а также влияние работы на человека, ощущения, которые она вызывает, часто также неоднозначные. И произведение становится вторично (если не третично). Уже не важно, как в конечном итоге оно выглядит, важно лишь то, какое впечатление оно производит на зрителя и какую мысль оно несёт. Так а причем здесь текст? Все просто: идея нематериальна и является по сути импульсом, вектором для создания произведения. Но ни резиденции (конечная точка моих мыслей), ни одна галерея не возьмётся за продвижение вашей работы (будь то банальная картина или перформанс), если вы не сформулируете её идею, её главный посыл в виде текста. Даже не в вербальном виде (речь), а только в материальной форме. Получается, что о вашей работе, о художественном произведении, галерист, критик или куратор будет судить по тексту! Даже не по идее. Ведь можно банальную идею расписать так, что она покажется гениальной, а можно загубить отличные мысли, запутав их между строк. Выходит, что каждый художник должен быть немного писателем изначально?
Мне кажется это очень странным как минимум.
Я не претендую на истину, просто мысли. К тому же, я далек от рынка искусства, а все размышления теоретические.