Я одинокий одиночка на одинокой дороге. Один.
Пена дней

Собрались в пятницу одногруппницы в кино на этот фильм. Меня вроде и не приглашали, но из разговора я узнал, что там снималась Одри Тоту, которая мне нравится, и я решил сходить вместе с ними.

Фильм снят по одноименному роману Б. Виана (я уже записал его в свой список литературы).
С первых кадров перед зрителем разворачивается феерия выдуманного мира. Точнее, мир реальный, а выдумано то, что видит герой. В его доме каждый предмет живет своей жизнью, все двигается, перемещается, изменяется. Тут и маленькая мышка, живущая в точной копии дома главного героя, которая выращивает на кухне свежую зелень и повар, точнее юрист и философ, который во время приготовления завтрака общается с поваром, сидящим в телевизоре и подающим продукты из холодильника. Когда герой выходит на улицу, мы, вроде бы, видим обычный мир - современную Францию, но даже здесь появляются выдуманные механизмы и элементы экстерьера.

Мне казалось, что где-то на сайте я читал или слышал, что это самый романтический фильм лета. Наверное, это моя ошибка, потому что вряд ли фильм можно назвать романтическим.

Да, начинается он очень задорно и весело, с экрана то и дело сыпятся шутки, разные колкости да и сам выдуманный мир крепко приковывает взор зрителя - просто боишься что-нибудь упустить (я еще не сразу привык к украинскому дубляжу - первые минут 20 я вообще не понимал, что говорят герои, возможно, это было из-за не очень хорошего звука...). Главный герой Колен, расстроенный отсутствием любви, в отличие от своих приятелей, знакомится с Хлоей, и между ними возникает пылающая страсть. Спустя несколько поистине романтических свиданий (чего стоит одно катание на "облаке"!) они признаются друг другу в любви и женятся. Но в первую брачную ночь Хлоя подхватывает болезнь и тон фильма постепенно начинает меняться. Это становится заметно, когда солнце все меньше и меньше проникает в дом Колена - на окнах появляется паутина, а на полу - грязь. Когда у его друга, увлеченного книжной наркоманией (что, по-моему, заслуживает отдельного внимания) начинаются проблемы с деньгами, работой и его девушкой. Когда начинает резко стареть его повар-юрист-философ, и у него все валится из рук. Когда у самого Колена заканчиваются деньги и он вынужден искать себе работу, чтобы помогать возлюбленной Хлое. В то же время на экране такие маленькие трагедии сменяются юмором и иронией, разными выдумками писателя и режиссера.

Но чем дальше идет повествование, тем более явным становится его драматизм. Постепенно исчезает солнце - Колен сам прогоняет его последний луч. Его дом, такой яркий и необычный в начале фильма становится темным и мрачным, а после и вовсе разрушается. Вот и фильм становится черно-белым. А ирония и гротеск выглядят как издевательства и жестокость.

Многие критики да и знакомые говорят, что без предварительного прочтения книги фильм кажется довольно непонятным, хотя киноповествование довольно близко к роману. Вот и моей знакомой он из-за этого не понравился. Мне же этот фильм пришелся очень по душе. Этот плавный переход от радости, яркости и необычности мира к серой, мрачной, трагической действительности в конце заставляет испытать (или по крайней мере передает) на протяжении фильма практически весь спектр эмоций от восхищения, радости и счастья до тревог, разочарований, горя и потери. В этом-то, мне кажется, его суть.



Режиссер Мишель Гондри известен по еще одному сюрреалистическому фильму Наука сна.

Мы как-то на первом курсе смотрели этот фильм в аудитории и он понравился нашим девчонкам. Но я тогда почти все время рисовал и очень мало из него запомнил. Но теперь решил пересмотреть его и сравнить с "Пеной дней".

Наука сна также начинается с нереальной сценки, которая разворачивается в голове главного героя: он рассказывает рецепт снов. Он так же как Колен из "Пены дней" страдает от одиночества. Стефан - иллюстратор, приехавший из Мехико по просьбе матери, которая нашла во Франции работу для него. Его работа ужасно нудная - клеить рекламный текст на календари, да и коллектив не самый благополучный. Но вот в квартиру по соседству переезжает девушка. Благодаря случайности он знакомится с ней и ее подругой, и, пытаясь понравится подруге, он постепенно влюбляется в свою соседку.

Но фильм, наверное, вышел довольно банальным, если бы не один нюанс: Стефан с детства очень ярко воспринимает сны и даже часто путает их с реальностью. Именно сны стали поводом для режиссера воплотить сюрреалистический мир на экране. Здесь разворачивается безумное действие: у главного героя то вырастают гигантские руки, то он становится боссом у себя на работе, то он поет, то пишет книгу, то что-то изобретает и его окружает то картонный мир, то маленькие игрушечные человечки бегают под ногами. И эта параллельная реальность начинает постепенно смешиваться с реальным миром. И в то же время он запутывается в своих отношениях со Стефани: он пишет ей записки, дарит выдуманные изобретения и приглашает на вечеринку в честь издания его календаря, но здесь видит, как она танцует с другим парнем.

Иногда снова появляются сцены внутри головы главного героя, где показано, как он видит происходящее: его наполняют то мечты о светлом будущем, то непонимание родителей, то в его голове появляются его коллеги по работе.

Понимая, что больше не может находиться в такой обстановке, Стефан решает вернуться обратно в Мехико, но мать уговаривает зайти его к соседке и попрощаться. Но герой снова совершает и говорит какие-то глупости, а после засыпает на кровати Стефани. И ему снится, что они вместе и счастливы.

В общем-то фильм получился о любви, о непростых отношениях главных героев, но с ноткой сюрреализма, придающего необычную, небанальную нотку в повествование и радуя зрителя разными выдумками Стефана, и сменяя картину реального мира, выдуманным, наивным миром во снах.



Еще один сюрреалистический фильм, который мне напомнили первые два - Bunny and the Bull, почему-то переведенный как Кролик и Бык

Это английский фильм от режиссера сериалов Майти Буш и Обитель тьмы Гарета Маренги.

Главный герой - Стивен, около года не выходивший из дома, вспоминает события прошлого года: как он расстался с девушкой, как они с другом Банни выиграли на скачках и отправились в путешествие по Европе. Он вспоминает, как в одной грязной закусочной в Польше они повстречали девушку Элоизу и вместе с ней отправились в Испанию, чтобы участвовать в Корриде. Об этих событиях Стивену напоминают разные мелочи, которые он находит дома - то коробка из закусочной "У Краба", то карта, то видения, возникающие у него в голове в виде Банни и других людей заставляют снова и снова возвращаться к событиям прошлого. Стивен пытается вырваться из этого безумия и покинуть свою квартиру, но в последний момент останавливается и возвращается назад. Именно эти воспоминания (занимающие основную часть фильма) и показаны как "искусственные", сюрреалистические. Герои то едут на поезде, составленном из фотографий, то внутри стеклянного шара, то просто по карте. Собственно, как написано в Википедии, это роад муви.

Как и фильмы Мишеля Гондри, фильм "Банни и Бык" (Так все же логичнее) наполнен юмором, правда здесь он больше связан с сексом и матами, но все равно довольно забавный - например машина с крабом на крыше, а потом с чучелом медведя, или как старик пил молоко прямо из таксы. Мне понравились музеи, которые посещали Стивен и Банни (интересно, существуют ли они на самом деле?). Да и вообще на протяжении всего повествования появляются смешные мелочи и забавные предметы.

Когда герои приезжают в Испанию, Стивен наконец осознает, что влюблен в Элоизу, но сблизиться с ней ему не позволяют ее отношения с Банни. А Банни, весь фильм отличающийся легкомыслием и азартом проигрывает украденный у брата Элоизы костюм самого известного матадора в карты, за что достается не ему, а Стивену, и они вместе отправляются обратно в Англию. Но по дороге, вновь поссорившись, Банни решает закончить начатое и сразиться с быком прямо в загоне. Это сражение заканчивается трагедией. Именно из-за этого страдает Стивен, как оказывается, но видение в виде Банни не отчаивается и подталкивает Стивена позвонить Элоизе и выйти из квартиры.
В итоге получилась бурная фантасмагория с элементами развращенности и оттенками грусти, что тоже вызывает довольно большой спектр эмоций.



@темы: Кино, Отдых